Винни-Пух, классика Эрнеста Хемингуэя и огромная библиотека звукозаписей перейдут в общественное достояние 1 января
Произведения, вновь доступные для копирования, переиздания и ремикса в 2022 году, также включают стихи Лэнгстона Хьюза и Дороти Паркер
[metaslider id=”28″]
Когда в 1982 году писатель Бенджамин Хофф опубликовал книгу “Дао Винни-Пуха”, используя знаменитые истории А.А. Мина об авантюрных чучелах животных для иллюстрации принципов даосизма, он согласился выплатить наследству Милна треть от прибыли, полученной в твердом переплете, и 40 процентов от прибыли, полученной в мягкой обложке. С начала 2022 года любому другому писателю, желающему повторно использовать некоторые из оригинальных историй о Винни-Пухе, не нужно будет заключать подобную сделку. Как и многие другие произведения, впервые опубликованные в 1926 году, оригинальный “Винни-Пух” переходит в общественное достояние США 1 января.
Как объясняет Центр по изучению общественного достояния Юридической школы Университета Дьюка, книги, фильмы и песни, защищенные авторским правом с этого года, а также звукозаписи 1923 года или более ранние, становятся доступными для общего пользования, повторного использования и ремиксов без разрешения или платы. Это означает, что книга Эрнеста Хемингуэя “Солнце тоже восходит”, немые фильмы с Бастером Китоном и Гретой Гарбо в главных ролях и сборники стихов Лэнгстона Хьюза и Дороти Паркер доступны любому, кто захочет сделать их доступными для других или использовать в своих собственных оригинальных произведениях.
С тех пор каждый год появляются новые книги, фильмы и музыкальные произведения, что позволяет создавать различные версии классики. Например, после того, как в прошлом году “Великий Гэтсби” Ф. Скотта Фицджеральда стал общественным достоянием, создатели придумали адаптацию графического романа, версию истории, в которой Гэтсби – вампир, и еще одну, рассказанную с точки зрения персонажа Джордан Бейкер, переосмысленную как богатая американка вьетнамского происхождения, сообщает Элисон Флад для Guardian. Музыканты также творчески использовали различные композиции, включая джаз и блюз 1920-х годов.
“Эти произведения будут и дальше переосмысливаться невообразимыми способами на инструментальных носителях или мультимедийных платформах”, – сказал в прошлом году Джеймс Гордон Уильямс, музыкант и исследователь афроамериканских исследований в Сиракузском университете, в интервью журналу Smithsonian. “Мир изменился, поэтому музыка будет переосмыслена таким образом, чтобы рассказать правду о нашей сегодняшней жизни”.
В 2022 году впервые станут доступны ранние звукозаписи в соответствии с законом 2018 года под названием “Закон о модернизации музыки”. Одна часть закона позволяет защитить многие записи, сделанные до 1972 года, от несанкционированного использования в течение 95 лет после их первой публикации. Он также делает все записи, сделанные до 1924 года, общедоступными, начиная с 2022 года. До принятия этого закона первые звукозаписи стали бы общественным достоянием только в 2047 году.
Ассоциация звукозаписывающих коллекций (ARSC) отмечает, что примерно 400 000 записей становятся общественным достоянием, и собрала список выдающихся примеров. Среди них такие песни, как “Crazy Blues” в исполнении Mamie Smith and Her Jazz Hounds (1920), “Maple Leaf Rag” Скотта Джоплина в исполнении Весса Л. Оссмана в 1907 году и исполнение гимна Первой мировой войны “Over There” Норой Байес и Энрико Карузо. Также в список вошли записи политических речей суфражистки Гертруды Фостер Браун и афроамериканского интеллектуала Букера Т. Вашингтона.
Вот выборка произведений 1926 года, переходящих в общественное достояние в 2022 году:
Винни-Пух: Задолго до того, как Винни-Пух стал звездой Диснея, он и его соотечественники-чучела животных впервые появились в словах А.А. Милна и рисунках Эрнеста Х. Шепарда. В 2016 году в газете “Гардиан” Сара Бернсайд отметила, что, хотя эти истории часто воспринимаются как чрезмерно сентиментальные, в них есть тонкий юмор, подходящий и взрослым, и детям, например, строчка “Винни-Пух, – добродушно сказал Кролик, – у тебя нет мозгов”.
“Читая книги в детстве, я узнал, что что-то может быть сказано по-доброму, но при этом быть недобрым; что все, что сказано “небрежно”, скорее всего, небрежно; что люди, которые больше всего гордятся своим интеллектом, могут быть не такими уж умными”, – пишет Бернсайд.
Как пишет Намера Танджим в Book Riot, в истории Винни-Пуха была и “легкая темная сторона”. Сын Милна, Кристофер Робин, вдохновитель человеческого друга Винни-Пуха, в конечном счете, презирал произведение, которое он вдохновил. Его изображение в произведениях отца привело к издевательствам в государственной школе. “Мне казалось, что мой отец достиг своего положения, взобравшись на мои детские плечи, что он отнял у меня мое доброе имя и оставил меня с пустой славой своего сына”, – жаловался он.
(Disney, однако, по-прежнему владеет авторскими правами на знакомые цветные мультипликационные версии персонажей Милна; оригинальный текст и иллюстрации, однако, будут свободно использоваться повторно).
Солнце тоже восходит”: Роман Эрнеста Хемингуэя, его первый роман, рассказывает об американских и британских эмигрантах, живущих в Париже в 1920-х годах. Его циничные, сильно пьющие герои помогли определить “Потерянное поколение”, которое достигло совершеннолетия во время Первой мировой войны. Книга также познакомила многих читателей с фирменным редким стилем прозы Хемингуэя, который его коллега по перу писательница Вирджиния Вульф описала как создание атмосферы, “тонкой и резкой, как в зимние дни, когда сучья голые на фоне неба”.
Enough Rope: первая опубликованная книга стихов Дороти Паркер продемонстрировала знаменитое остроумие писательницы эпохи джаза, собрав работы, опубликованные ею в Vanity Fair, The New Yorker и Life. Многие стихи высмеивали клише о романтической любви, как, например, стихотворение под названием “Несчастное совпадение”:
К тому времени, когда ты поклянешься, что ты его,
дрожишь и вздыхаешь,
И он клянется, что его страсть
Бесконечной, неугасающей –
Леди, запомните это:
Один из вас лжет.
Усталый блюз”: Еще один дебютный поэтический сборник, написанный великим писателем эпохи Гарлемского Возрождения Лэнгстоном Хьюзом, в котором собраны произведения, написанные для исполнения под музыкальное сопровождение в гарлемских клубах. Призовые деньги от нескольких премий, полученных сборником, позволили Хьюзу завершить образование в колледже. Среди наиболее известных стихотворений сборника – “Негр говорит о реках”, “Вариации снов” и “От матери к сыну”, которое начинается знаменитыми строками:
Ну, сынок, я тебе скажу:
Жизнь для меня не была хрустальной лестницей.
В ней были занозы,
и занозы,
и вырванные доски,
И места без ковра на полу…
Голый.
Боевой дворецкий: Один из самых больших хитов Бастера Китона в то время, немой фильм о богатом, изнеженном молодом человеке, который вынужден тренироваться как боксер, продемонстрировал фирменный физический юмор Китона, а также его способности как режиссера и монтажера. На сайте Фестиваля немого кино в Сан-Франциско Имоджин Сара Смит пишет, что, несмотря на свое собственное грубое и неуклюжее воспитание и раннюю карьеру в простых шлепках, в своей сольной звездной карьере в 1920-х годах Китон прекрасно играл защищенных мужчин, вынужденных проявлять свои способности в сложных ситуациях. Роли “серебряной ложки” подходили его врожденной элегантности и сдержанности, невинности и чистосердечной галантности, которые он демонстрировал на экране”, – пишет она.
Соблазнительница”: Немая драма с Гретой Гарбо в главной роли, действие которой происходит в Париже и Аргентине, рассказывает о скандальном любовном треугольнике. Когда фильм только вышел на экраны, Мордаунт Холл написал в “Нью-Йорк Таймс”, что Гарбо “не только удивительно хорошо подходит для этой роли, но, используя минимум жестов и необычайную сдержанность в выражениях, она делает каждую сцену, в которой появляется, показательной”.
Дон Жуан: Этот фильм стал первым полнометражным звуковым фильмом с записанным музыкальным саундтреком, что ознаменовало появление системы воспроизведения Vitaphone. Однако в фильме не было записанных диалогов. Для этого зрителям пришлось ждать “Певец джаза”, премьера которого состоялась в 1927 году и который станет общественным достоянием в 2023 году.
Livia Gershon | Источник
Average Rating